Легендарный Т-34: 76 лет со дня ввода в строй

31.03.2016            Новости

Главная страница » Новости » Легендарный Т-34: 76 лет со дня ввода в строй

…«А поле боя держится на танках,

взревут моторы и сверкнёт броня.

По грязи, по оврагам полустанков,

прорвут любую линию огня».

Группа «Любэ», песня «Т-34»

31 марта 2016 года исполняется 76 лет с того момента, как Комитет Обороны Совнаркома принял решение о начале серийного производства знаменитого советского среднего танка Т-34, в просторечье именовавшегося «тридцатьчетвёркой».

Это был основной танк Красной Армии на протяжении всей Великой Отечественной войны. Т-34 по праву считается одним из символов Великой Победы над гитлеровской Германией и её союзниками. Говоря о весомом вкладе этих легендарных боевых машин в Победу в войне, мы ничего не приукрашаем и не преувеличиваем. Ведь если вдуматься, то во многом благодаря этому танку наши деды сумели добыть долгожданную победу и обеспечить нам мир над головой.

Не случайно «тридцатьчетвёрки» так часто можно увидеть на постаментах в городах России и других стран бывшего Советского Союза. И в нашем симферопольском сквере Победы центральное место занимает танк-освободитель Т-34, одним из первых ворвавшийся в Симферополь 13 апреля 1944 года. На постаменте написано «Слава защитникам и освободителям Крыма 1941–1944», а на башне бронемашины водружено красное Знамя Победы.

История создания Т-34

27 февраля 1939 года Госкомитет по обороне Совнаркома рассмотрел два проекта танков – А-20 и А-32, разработанных конструктором Михаилом Ильичём Кошкиным в КБ Харьковского машиностроительного завода №183. Испытания показали, что А-32 имеет резерв по увеличению веса, поэтому выбор проверяющих органов пал на него. Танку присвоили название Т-34 и он был принят на вооружение, но с условием доработки. В частности, необходимо было увеличить толщину брони до 45 мм, установить пушки калибром 76 мм и дополнительные пулемёты калибром 7,62 мм.

12 марта 1940 года два первых доработанных образца танка были отправлены своим ходом из Харькова в Москву для презентации военному руководству страны. Решение конструктора Михаила Кошкина на свой страх и риск отправить танки своим ходом обуславливалось в первую очередь тем, что по тогдашним нормативам к показу и испытаниям допускались лишь боевые машины со значительным пробегом. Преодолев тяжёлый путь, танки прибыли в Москву и отлично прошли испытания, после чего взяли курс обратно, на Харьков. Но к несчастью по дороге один из танков попал в болото, в результате чего Михаил Кошкин, также сопровождавший бронемашины, сильно промок, простудился и попал в больницу, где перенёс операцию по удалению одного лёгкого. После Кошкина смерти в сентябре 1940 г. усовершенствованием танка занимался его заместитель Александр Морозов.

31 марта 1940 года Комитет Обороны Совета народных комиссаров СССР постановил начать серийное производство «тридцатьчетвёрок» на Харьковском машиностроительном заводе №183.

Технические характеристики

Длина танка без пушки – 5,92 метра, ширина – 3 метра, высота – от 2,41 до 2,72 метра, масса – от 25 до 32 тонн. Слой брони 40-45 мм у машин довоенного периода и до 90 мм на лбу башни у танков конца войны. Максимальная скорость передвижения по шоссе – 54 км/ч. Танк имеет дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил.

Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими военными специалистами лучшим танком Второй Мировой войны.

Т-34 – оружие Победы

Первые боевые машины поступили в распоряжение армии осенью того же года, а к началу войны в западных военных округах уже было сконцентрировано порядка тысячи единиц Т-34.

Танки этого вида хорошо проявили себя во время войны. С их помощью Красная Армия отбивала атаки гитлеровских дивизий по всей линии фронта, а потом освобождала от «коричневой чумы» территории Советского Союза и стран Восточной Европы.

Главным достоинством «тридцатьчетвёрки» стала манёвренность, достигнутая благодаря сравнительно небольшому размеру и весу. Ещё одним плюсом боевой машины стал новейший высокоэкономичный дизель-мотор авиационного типа В-2, придававший танку большую удельную мощность. Также к преимуществам Т-34 относят простоту производства, обслуживания и ремонта.

После того, как немецко-фашистские войска оккупировали западные регионы Советского Союза (включая Харьков), производство «тридцатьчетвёрок» было перенесено в тыл. Боевая мощь для будущей Победы ковалась денным и нощным трудом работников крупных машиностроительных заводов Урала и Сибири. Главным таким заводом стал «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле.

Т-34 считается самым массовым средним танком времён Второй Мировой войны. По данным статистики, всего было изготовлено свыше 84 тысяч «тридцатьчетвёрок».

В 1944 году на вооружение Красной Армии поступил модифицированный вариант танка Т-34-85, что было обусловлено появлением у Вермахта новой бронетехники. Чтобы успешно ей противостоять, советский танк был оснащён пушкой С-53 калибром 85 миллиметров и новой башней с усиленным бронированием, его вес возрос до 32 тонн, а вместимость – до 5 человек.

Уже после войны танк принимал участие во многих локальных конфликтах в Европе, Азии и Африке, разгоравшихся с 1950 по 1980 гг. Последним документально зафиксированным случаем использования Т-34 в боевых действиях стали события в Югославии 1991-1999 годов.

Официально танк Т-34-85 был снят с вооружения в 1993 году. Тем не менее, эти боевые машины стоят на вооружении у некоторых стран и по сей день.

По материалам ТАСС, Wikipedia, ТВ Центр

© 2021 ГБОУ ДО РК "КРЫМПАТРИОТЦЕНТР"